Государственное образовательное учреждение
высшего образования московской области
Государственный гуманитарно-технологический
университет
Промышленно-экономический колледж
Приемная комиссия
8-499-955-25-20
доб. 370, 372, 532, 533
pkpek@ggtu.ru
г. Орехово-Зуево
ул. Ленина, д. 55
(496) 416-14-29
(499) 955-25-20 (доб. 356, 357)
pec@ggtu.ru

Центр изучения социальных конфликтов и профилактики экстремистских проявлений в молодёжной среде

Расположение: г. Орехово-Зуево, ул. Зелёная, д. 22, корпус 2

Руководитель центра — Юнусов Адхамжон Мамадалиевич, доктор философских наук, профессор, академик РАЕН

Информационный ресурс-центр

Положение о центре изучения социальных конфликтов и профилактики проявлений экстримизма в молодежной среде (утверждено 29.08.2016)

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» уделяет особое внимание исследованию вопросов молодёжной политики, профилактики проявлений различных форм экстремизма.

В этих целях в структуре университета создан центр по изучению социальных конфликтов и профилактики экстремизма в молодёжной среде. Идея создания центра возникла в результате проведенной в университете 26 апреля 2012 года Всероссийской научно-практической конференции с международным участием на тему: «Проблема формирования толерантного сознания и профилактики терроризма, экстремизма в молодёжной среде». По итогам работы конференции была принята резолюция, в которой были сформулированы рекомендации и пожелания о том, чтобы университет выступил инициатором в разработке проблем социальных конфликтов и профилактики проявления экстремизма в молодёжной среде.

Исходя из того, что в современной России существует необходимость приоритетной разработки проблем предупреждения экстремизма в молодежной среде, в структуре университета в январе 2013 года был создан центр.

В соответствии с утвержденным положением, центр призван обеспечивать научно-аналитическую и консультационную работу по проблемам разрешения социальных конфликтов, стратегиям противодействия экстремизму, формированию у молодежи толерантного отношения к представителям других мировоззренческих и культурных традиций, способствовать укреплению безопасности, стабильности и устойчивости в обществе.

    Основными целями деятельности центра являются:
  • организация научно-исследовательской, образовательной, информационно-аналитической и координационной работы по теоретическим и прикладным направлениям обеспечения социальной безопасности, изучение социальных конфликтов и профилактики экстремизма в молодёжной среде, комплексного подхода к научно-аналитической и социально-проектной деятельности в этих направлениях;
  • содействие объединению и привлечению к совместной деятельности всех образовательных учреждений Московской области, органов управления муниципальных образований и отдельных общественных организаций и иных институтов исполнительной власти, обеспокоенных состоянием и проблемами межэтнического и межконфессионального взаимодействия в обществе.
    Центр в достижении указанных целей намерен свою работу строить в следующих направлениях:
  • определение текущих и перспективных задач исследовательской работы сотрудников центра; разработка актуальных проблем социальной безопасности, ксенофобии и национализма, экстремизма и терроризма;
  • изучение конфликтных процессов в молодежной среде, установление факторов, влияющих на социальную конфликтность молодежи;
  • разработка наиболее эффективных технологий конструктивного управления поведением молодежи в конфликтных ситуациях;
  • развитие практики общественной экспертизы и мониторинга для принятия решений по развитию этно-социальной деятельности в регионе;
  • выдвижение инициатив (по согласованию с учредителем) по различным вопросам деятельности, направленной на профилактику проявлений экстремизма в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
  • участие в разработке и реализации проектов, проведение научно-исследовательской работы в области профилактики экстремизма в молодежной среде;
  • оказание методической и информационной поддержки учреждениям среднего, начального профессионального и высшего образования, находящимся на территории Московской области;
  • содействие пропаганде и формированию правовой культуры жителей Московской области путем информационно-просветительской деятельности;
  • содействие воспитанию социально зрелого слоя молодежи;
  • содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению и преодолению социальных, национальных, религиозных конфликтов.

В настоящее время центром достигнуты соглашения о сотрудничестве с Институтом изучения проблем противодействия экстремизму и терроризму при Казахском гуманитарно-юридическом университете в г. Астане, Академией управления МВД России. Центр принимает активное участие в объединении усилий ученых в разработке проблем экстремизма с такими ведущими научными организациями страны, как Институт философии (ИФ РАН), Институт социологии (ИС РАН), Национальный антикриминальный и антитеррористический фонд России, журналом «Противодействие терроризму. Проблемы XXI века — CounterTerrorism», Московским антикоррупционным комитетом и др.

В работе центра активно принимают участие и поддерживают его научные начинания такие известные российские ученые-эксперты по проблемам национальной безопасности РФ, экстремизму и терроризму профессора Ю. И. Авдеев, В. Е. Петрищев, О. М. Нечипоренко, Ю. В. Латов и др.

Центр готов сотрудничать со всеми научными организациями, активно изучающими проблемы молодежного экстремизма.

Значительным успехом в работе центра является его участие в конкурсе на премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» по номинации «Безопасная среда». В данном конкурсе центр участвовал с проектом: «Профилактика экстремизма и противодействие распространению его идеологии в молодёжной среде». По итогам конкурса данный проект стал лауреатом Премии в 2013 и 2016 году.

Первостепенным является разработка и функционирование, наряду с программой воспитательной работы образовательного учреждения комплексной программы по созданию единого информационного противодействия проявлениям экстремизма и терроризма в образовательной среде. Так, в течение последних трех лет, Центр совместно с другими структурами ГГТУ реализует подобную программу.

    Она направлена на:
  • Воспитание культуры толерантности и межнационального согласия в студенческой среде.
  • Достижение необходимого уровня правовой культуры студентов как основы толерантного сознания и поведения.
  • Формирование в студенческой среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к активному диалогу и взаимодействию культур.
  • Общественное осуждение и пресечение на основе действующего законодательства любых проявлений дискриминации, насилия, расизма и экстремизма на национальной, религиозной и политической почве.
  • Развитие направлений внутривузовской воспитательной работы по профилактике проявлений экстремизма и ксенофобии в студенческой среде.
  • Разработка направлений и путей проведения пропедевтической работы со студентами, профессорско-преподавательским составом по овладению системой знаний в области профилактики любых проявлений дискриминации, насилия, расизма и экстремизма на национальной, религиозной и политической почве.
  • Проведение регулярной диагностической и разъяснительной работы со студентами.
  • Анализ эффективности мероприятий, проводимых в рамках профилактики проявлений экстремизма и ксенофобии в молодежной среде и внесение необходимых корректив с целью повышения результативности предпринимаемых мер.
    Комплексная программа по созданию единого информационного противодействия проявлениям экстремизма и терроризма в образовательной среде может состоять из 3 направлений работы:
  • научно-методического обеспечения;
  • организационного обеспечения;
  • общественно-воспитательной деятельности.

Реализация комплекса мероприятий должно осуществляться лишь в тесном взаимодействии обучающихся с учителями, кураторами, родителями структурными подразделениями учебного заведения.

    Важным элементом является научно-методическое обеспечение информационного противодействия экстремизму и терроризму включающее:
  • Создание постоянно действующих проблемных групп в образовательном учреждении с участием представителей правоохранительных органов, религиозных и общественных организаций по вопросам противодействия религиозно-политическому экстремизму.
  • Проведение регулярных публичных чтений лекций для студентов, направленных на профилактику проявлений экстремизма, преступлений против личности, общества, государства.
  • Проведение регулярных мониторинговых исследований, а также деятельность психологов и социальных педагогов по оказанию информативной и консультативной помощи студентам.
  • Публикации рекомендаций для кураторов студенческих групп по профилактике проявлений экстремизма и ксенофобии в молодежной среде, памяток для студентов 1 курса.
  • Создание и пополнение мультимедийной методической библиотеки по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи и профилактике проявлений экстремизма и ксенофобии в молодежной среде.
    Организационное обеспечение информационного противодействия экстремизму и терроризму включает:
  • Регулярное проведение учебных тренировок со студентами по правилам поведения при возникновении экстремальных ситуаций.
  • Организация цикла показа тематических видеороликов в корпусах университета, направленных на информирование студентов о безопасном поведении в экстремальных ситуациях.
  • Проведение студенческих научно-практических конференций по вопросам профилактики экстремизма и терроризма с привлечением учителей общеобразовательных школ, работников учреждений дополнительного образования, представителей правоохранительных органов и органов государственной власти.
  • Организация практических семинаров для кураторов студенческих академических групп, учителей общеобразовательных школ, работников учреждений дополнительного образования, по проблемам государственно-конфессиональных отношений и противодействия религиозно-политическому экстремизму с привлечением работников УВД, ФСБ, МЧС города.
  • Проведение «круглых столов» и открытых диспутов по вопросам взаимодействия ветеранских объединений и молодежных студенческих организаций по патриотическому воспитанию и профилактике экстремизма в молодежной среде.
  • Подготовка учителей — предметников на факультетах повышения квалификации по вопросам противодействия экстремизму в образовательной среде.
  • Организация на базе вузов районных и областных семинаров-тренингов для заместителей руководителей по безопасности и воспитательной работе образовательных учреждений области по вопросам информационного противодействия экстремистским проявлениям.
  • Осуществление мониторинговых исследований и прогнозов социальных процессов в студенческой среде с целью профилактики экстремистских проявлений.
  • Проведение месячника безопасности, занятий по профилактике правонарушений и действий в экстремальных условиях.
  • Организация недели правовых знаний.
  • Размещение на интернет-сайте университета, на страницах внутривузовской газеты информации, направленной на формирование у студентов чувства патриотизма, дружбы народов, интернационализма, а также информации этнокультурного характера.
  • Распространение среди студентов информационных материалов, содействующих повышению уровня толерантного сознания молодежи.
  • Проведение организационно-методических и спортивно-оздоровительных мероприятий по утверждению в сознании молодых людей идеи личной и коллективной обязанности уважать права человека и разнообразие в нашем обществе (как проявление культурных, этнических, религиозных, политических и иных различий между людьми), формированию нетерпимости к любым, проявлениям экстремизма.
  • Мониторинг использования студентами интернет-ресурсов и социальных сетей (чаты, форумы, социальные группы) с целью профилактики проявлений экстремизма.
    Общественно-воспитательная деятельность может включать:
  • Организацию и проведение «круглых столов» с представителями основных религиозных конфессий на темы: «Религиозные объединения и гражданское общество», «Религиозные объединения в демократическом обществе», «О свободе совести и религиозных отношениях в Российской федерации», «Проблемы толерантности в условиях полиэтнического и многоконфессионального регионального проживания» и др. с участием представителей правоохранительных органов, религиозных и общественных объединений.
  • Конкурс научных работ, исследовательских и творческих проектов по противодействию религиозно-политическому экстремизму и по истории религий народов Российской Федерации.
  • Проведение ежегодного конкурса среди студентов на лучший документальный видеоролик, студенческого конкурса публицистических материалов, конкурса проектов студенческого самоуправления по профилактике экстремизма в подростковой молодежной среде.
  • Проведение военно-спортивных игр и смотра–конкурса военно-строевой песни.

По результатам деятельности ВУЗа, были выявлены следующие рекомендации:

    Для эффективности информационного противодействия проявлениям экстремизма и терроризма в молодежной среде в рамках образовательного учреждения первоочередными мерами считать:
  • Проведение комплекса мероприятий по противодействию преступности экстремистской направленности, где основное значение должна иметь грамотная и своевременная профилактическая работа, в которой правоохранительным органам большую помощь могут оказать педагогические коллективы школ, техникумов, колледжей и ВУЗов, работники органов местного самоуправления, представители общественных объединений (спортивных секций, традиционных религиозных конфессий и т.д.).
  • Создание под контролем общественных организаций и органов государственной власти при участии компаний, оказывающих услуги в сети Интернет, наблюдательных советов и «горячих линий», которые были бы наделены полномочиями оперативно удалять из глобальной сети Интернет материалы, содержащие призывы к насилию, детскую порнографию и другую негативную информацию, как это узаконено в большинстве развитых стран.
  • Организация учебных тренингов в вузах для педагогического состава по оценке, анализу и прогнозированию социально-политической ситуации в студенческой среде, по формированию толерантного сознания.
  • Регулярное проведение дней национальных культур, творческих фестивалей, конкурсов, лагерей и школ толерантности.
  • Разработка и введение в учебные планы специальных курсов по противодействию религиозно-политическому экстремизму.